Париж, продолжение...
В отличие от Германии, где годами не выкашивается трава вдоль насыпи или выемок автобанов, здесь вдоль автотрассы скошена абсолютно вся трава, в том числе и на наклонных участках выемок и насыпей. Само оформление дороги вызывает восхищение. Представьте, что дорога врезается в небольшой холм и разрезает его выемкой глубиной где-то метра полтора-два. И вот на этих склонных местный автодор умудрился (это же надо такое придумать!) выложить в форме мозаики бетонные плиты площадью где-то около 1 кв.м разных форм: иногда правильные треугольники, иногда квадраты, - причем мозаика эта не сплошная (плиты не впритык друг к другу), а перемежается травой. Более того, сами плиты не одного какого-то цвета (допустим, синего или красного), а с плавным переходом от одного цвета к другому в полном соответствии с оттенками спектра. В результате ощущение такое (особенно на ходу на большой скорости), будто эти квадраты и треугольники переливаются - ни дать ни взять каббалистические знаки. Окончательно меня добило то, что в одном месте вместо плоских фигур появились ... переливающиеся шары поперечником 1 м на невысоких ножках, которые были расставлены уже чуть-чуть хаотично, и от этого еще более удивляли. А когда уже подъехали "до городу Парижу", то там внешнее убранство автобана словами передать не просто - или фото, или рисунок, - а если все же попытаться, то так. Наклонная плоскость выемки как бы разделена на два участка: в верхней части невысокие деревья и кустарник, а в нижней части трава. Но как разделена: волнообразно, синусоидой! И вдобавок возле каждого дерева полностью очищенный от всякой растительности кружок почвы - чтобы вода лучше впитывалась. Трава же скошена так, как будто ее выщипывали инструментом, предназначенным для ресниц. Ну что еще тут скажешь? Фантазия без границ.
А вот на предмет безопасности движения немецкие автобаны будут круче. У французов полоса безопасности в центре дороги более узкая и к тому же металлические бордюры по сравнению с немецкими хиловаты будут - в Германии они по прочности сопоставимы с железными противотанковыми ежами, а во Франции разве что с кровельным железом. К тому же крайняя правая полоса отделена обычной прерывистой линией, а не сплошной, как в Германии. Это объясняется, как я думаю, тем, что в Германии велосипед - средство передвижения и поэтому для них везде выделяется недоступная для автомобилей полоса, тогда как во Франции велосипед - средство отдыха. Велосипедов здесь действительно мало, пусть даже Джо Дассен и спел гимн велосипеду.
Особый разговор о лесе. Понятно, что леса здесь в основном широколиственные, хотя береза тоже есть. Есть и хвойные. Чем дальше на запад, тем, как я понимаю, длиннее иголки елей и сосен. Шишки на скорости 110 км (больше автобус не давал) не разглядишь, поэтому сказать ничего не могу. Понятно, что вдоль дороги деревья невысокие и корявые. Но елки особенные: если у нас ветви сначала идут вниз, а уже на конце слегка загибаются к верху, то тут они сразу идут вверх, как усы Буденного. Видел трех ястребов (двое кружили, один сидел на заборе), а также еще кого-то из семейства ястребиных, только покрупнее и к тому же рыжего цвета. Он сидел на заборе и сверлил глазами наш автобус, пристально изучая его пассажиров, в том числе и меня (как тот литературный герой Толкиена, он, должно быть, размышлял: "Интересно, вкусен ли он?"). Кстати сказать, заборы здесь вдоль дороги везде - что возле полей, что возле лесов (правда, в Германии они добротнее, там не увидишь покосившихся столбов, а здесь они мне на глаза попадались). И эти заборы неспроста. На одном из полей, где только-только взошли озимые, стояли три чудных создания. Я подумал: для коров маловаты, для коз крупноваты, да и окрас светло-коричневый. Но сообразил: олени.
Кстати о деревьях, пока не забыл. Как в Германии, так и во Франции над ними "измываются" будь здоров. То, что их подстригают самыми немыслимыми способами - это еще куда ни шло, хотя порой у меня мороз по коже, как будто это меня так подстригли: в Версале эти извращенцы подстригали деревья в трех частях: нижняя куб, средняя шар, верхняя конус; в Германии видел кроны деревьев, которым с помощью деревянных рамок придают ... плоскую форму! Так ведь деревьям еще не то делают. Возле парижского Диснейленда (туда мы не заезжали - это требует двух дней, поэтому видел только крыши) обратил внимание на стволы деревьев, которые были как бы закручены в форме винтовой резьбы. Сначала я восхитился было силами природы, но когда в течение пяти минут вдоль дороги стояла стена таких стволов в форме болтов с "резьбой" совершенно одинакового захода, то я быстро сообразил, кто тут такой изумительный "токарь".
Рельеф в холмистой части был очень живописный. Жаль только, что автотрасса спланирована настолько хорошо (подъемов и спусков практически нет), поэтому дальние пейзажи обозревать сложно (а с первого этажа автобуса их вообще не видно). Но местами холмы такие высокие, что в них прорубали выемки с довольно таки высокими и отвесными стенами. Именно что прорубали, потому как здесь уже с небольшой глубины начинается желто-белый известняк, а под ним темно-серый песчаник (то, из чего делают точильный брусок). В одном месте выемка была глубиной метров тридцать, и там эти два слоя были видны особенно хорошо. Я обратил внимание на этот участок еще когда ехали туда. Но фотоаппарат был далеко, и потому решил, что снимок сделаю на обратном пути. Но и тут не вышло: когда мы снова проезжали этот район, уже стемнело. А жаль, кадр был бы красивый. Да, в связи с известняком два слова о полях и почве. Не исключено, что фермеры местами почву выпахали уже настолько, что начинает прорезаться и выходить на верх слой известняка: в нескольких местах на полях были желто-белые пятна из крупных кусков известняка. Хотя это могло быть сделано специально (для снижения кислотности), но все же мне показалось, что плодородный слой тонковат. И если французские фермеры действительно работают без органики, то это вполне может быть.