Экскурсии по Германии
Гамбург, продолжение...
Сам Гамбург чем-то похож на Петербург. Сначала была часовая экскурсия на катере по акватории порта, потом уже ходили по городу. Первое впечатление: нам жутко повезло, что мы попали в Берлин, а не в Гамбург (я, наверно, еще не говорил, что нас в Москве собрали 40 человек, из которых 20 направили в Берлин, а 20 в Гамбург). В Берлине целый день будешь ходить и клочка бумаги не увидишь, а в Гамбурге это на каждом шагу, и не только бумаги, но и пустые бутылки, да к тому же еще и по малой нужде, как я ... учуял, ходят на каждом углу. Правда, это понятно, потому что город портовый, и приезжих много.
Здесь в Гамбурге я впервые обратил внимание на туристов из соседних с Германией стран: наряды до того замызганные, что просто глазам своим не веришь. Вот-вот, именно в таких или даже хуже туристы разгуливают по городу, плюс какие-то подштанники и растоптанные сандалии. В общем и целом, Берлин и чище, и уютнее, и больше. Но тем не менее, как я уже говорил, нащелкал я там 24 кадра. Центр города невелик, и все, что там можно было найти, постарался запечатлеть.
В Гамбурге с историческими памятниками, хотя городу уже 1200 лет, вообще скудно: дело в том, что в 1943 англо-американская авиация превратила город в каменную кашу. Однако некоторые церкви сохранились. На один из них - собор св.Петра - мы втроем (Антон, Миша и я) поднялись пешком под самую макушку шпиля по винтовой лестнице: 123 метра, 544 ступени (перед подъемом мы расписались в специальной книге, что делаем все в добром здравии и с своем уме, и что прыгать не будем, а если и прыгнем, то администрация церкви ответственности за наши действия не несет).
Последняя треть подъема, которая проходила уже непосредственно внутри шпиля церкви, напоминала своими температурными условиями сауну: дело в том, что шпиль обшит снаружи медью, и в лучах теплого октябрьского солнца пространство внутри шпиля нагрелось изрядно; во всяком случае, Миша и Антон разделись до маек; если бы шпиль был выше еще на пару десятков метров, то костюм Адама оказался бы самым подходящим… Спустившись и слегка "остыв", я оставил в книге гостей запись: Deutsche sind schone Architekten.
О других географических открытиях. В один из выходных дней мы посетили Потсдам (это пригород Берлина; впрочем, Берлин целиком представляет скорее сплошной пригород, чем европейскую метрополию, за исключением узкой полосы интенсивной застройки шириной километра два вдоль главной линии городской электрички от Alexanderplatz до Zoo) и Лейпциг. Хотя говорить, что мы посетили Потсдам и Лейпциг - это, конечно, громко сказано, потому что дальше исторических центров этих городов мы не продвинулись: во-первых, потому что остальные памятные места в этих городах довольно разбросаны; а во-вторых, потому что у нас было элементарно мало времени и еще меньше желания платить довольно большие суммы за туристские автобусные маршруты.
Потсдам
В ПОТСДАМЕ мы сходили в парк Сан-Суси. Это резиденция немецких императоров. Конечно, влияние Версаля в общей композиции парка чувствуется, но это не главное: в отличие от Версаля здесь удивительно, просто невероятно уютно. Нет несуразно длинных и широких аллей, где негде даже спрятаться от солнца или дождя; нет помпезности фонтанов (они тоже есть, но поскромнее). Регулярная в французском стиле часть парка невелика, только в непосредственной близости от замка, а затем обширный нерегулярный парк (этакая пастораль на сюжеты городской германской архитектуры 18 века). Извилистые дорожки, сплетенные из ветвей деревьев арки и коридорчики разных размеров, везде зеленая трава, деревья (платаны просто гигантские); статуи в этой зелени, очень скромные и от того еще более привлекательные фонтаны.
Замок вовсе не огромен, скорее даже невелик: экономностью отличались не только бюргеры, но и германские императоры. Внешне он более похож на царские дворцы и резиденции в России: он покрашен в светло-желтый цвет и выглядит как новый. Это, конечно, больше радует. Внутрь замка мы не пошли: жаль денег, да мы и уже успели сообразить, что западноевропейские дворцы внутри, как правило, не изобилуют роскошью, как в России (другими словами, после Петродворца, Царского Села, Павловска или Эрмитажа в них временами просто нечего смотреть). Но Сан-Суси, конечно, удивителен. Побывав в нем и в самом Потсдаме (по его главному пешеходному "Арбату" мы тоже прошлись), начинаешь немного понимать, почему немцы так сентиментальны.
Лейпциг
Теперь о ЛЕЙПЦИГЕ. Но сначала о таком изобретении в маркетинговой политике Deutsche Bahn, как schone Wochenendetiket (или билет на общественный транспорт на выходной день). Он стоит всего 40 марок, и с ним может ездить группа из пяти человек по всей Германии на любых видах общественного городского транспорта (за исключением, конечно, такси) плюс к тому же на региональных электричках. Соответственно немцы используют этот schone Wochenendetiket в туристских целях на полную катушку, катаясь всей семьей по выходным дням по всей Германии. Для сравнения: поездка в Лейпциг по обыкновенному билету обошлась бы каждому в 51 марку туда и столько же обратно. А так как мы ездили втроем (еще двоих мы уже не нашли), то мы сэкономили почти 90 марок.
В экспрессах Regionbahn, на которых действителен schone Wochenendetiket, ходят двухэтажные поезда. С одной стороны, на втором этаже, куда мы каждый раз забирались, ехать приятнее, особенно днем, когда вокруг можно что-то увидеть. С другой - не очень хорошо, потому что на schone Wochenendetiket (это, кстати, однодневный билет) дают только места во втором классе, а этот класс принудительного проветривания не имеет. Можно открыть окно, но кроме нас этого, по-моему, никто не делал. В результате движение воздуха в двухэтажном вагоне несколько одностороннее: из первого этажа на второй, и соответственно вдоль пола довольно сильный сквозняк, а вдоль потолка просто душно и жарко. Места мы занимали на втором этаже (в билетах они не расписаны, как и у нас в электричках), потому что в них больше свободных мест: не у всякого пожилого немца есть желание подниматься наверх.
Двухэтажные вагоны сконструированы, конечно, изумительно: просторный салоны, два ряда кресел вдоль каждого борта и широкий проход; просторный тамбур с одной (винтовой) или двумя прямыми (вдоль бортов) лестницами наверх; в каждом вагоне два туалета без ограничений на время использования. Правда, неудобства небольшие тоже есть. Об одном я уже сказал: на втором этаже воздух тяжеловат, и к тому же вдоль пола ощутимый сквозняк. Второй недостаток из этой же серии.
В тамбурах здесь курят, а потому как никакими дверями от салона тамбур не отгорожен, то весь дым, естественно, тоже движется вверх, то есть на второй этаж. А так как немцы курить любят (кстати, сигареты здесь очень дорогие, в среднем 5 марок одна обычная пачка, поэтому часто можно увидеть, как экономные немцы крутят самые настоящие самокрутки: клок бумаги, немного табаку, завернули, послюнявили, заклеили - и вперед. Один раз вообще увидел чудо: я заметил за этим занятием даму! Мужиков видел часто, а вот даму, которая крутит самокрутку - в первый раз, и не только в Германии, но даже за всю свою жизнь.).
Едет региональный экспресс временами со скоростью порядка 120 километров, обгоняя вблизи города автомобили. И хотя это громадная махина, тем не менее никаких толчков, никакой тряски - только небольшая вибрация. Скорость набирает и тормозит так быстро, что ускорения сопоставимы разве что с ускорениями на реактивном самолете на взлете и посадке, разве что по времени только покороче. Промежуточные остановки этот экспресс тоже делает. Ехали мы в Лейпциг с двумя пересадками, обратно только с одной.
Чтобы пассажиры не ломали голову, как, путешествуя в поездах Regionbahn, не заплутать и не сесть на другой поезд, или опоздать на свой, немцы придумали так называемый Fahrplan: это компьютерная распечатка на листе формата А4 для запрошенного тобой маршрута от начального пункта до конечного со всеми промежуточными пересадками, причем указывается время отбытия, время прибытия, платформа (Gleis) прибытия и отбытия, и все это для каждой остановки, включая промежуточные. Компьютер, разрабатывая Fahrplan, выбирает оптимальный по продолжительности поездки маршрут: чтобы было не слишком много пересадок, чтобы ожидания на промежуточных станциях не были слишком долгими или, наоборот, слишком малыми. Один раз нам было дано 3 мин, чтобы пересесть из одного поезда в другой, причем находились они на разных платформах. Все нормально, успели (но, впрочем, не потому, что мы бежали, а потому, что график поездки по Fahrplan рассчитан с учетом пешеходных способностей обычного среднестатистического пассажира с небольшим багажом).