О Парижском метро
Парижское метро - это нечто, захватывающее дух:
Во-первых, оно проходит неглубоко под землей, метров пять-шесть, а не пятьдесят, как в Петербурге, поэтому спускаться нужно пешком.
Во-вторых, из-за того, что метро неглубоко, то вагоны катаются ... на резиновых колесах (правда, железное колесо тоже есть, но оно используется скорее не для нагрузки, а как направляющая по рельсу). Это чисто французское изобретение предназначено в целях заботы о памятниках архитектуры: чтобы они не развалились от тряски, которое создает метро.
В-третьих, если в наших линиях метро или берлинском U-Bahn платформа для пассажиров располагается обычно посередине зала, а с боков к этой платформе подходят поезда, то в Париже все наоборот: посередине зала две линии рельсов, а посадочные платформы сбоку.
В-четвертых, в парижском метро нет принудительной вентиляции, поэтому духотища там невероятная.
В-пятых, в Париже я понял, в чем разница между метро и U-Bahn. В метро каждая линия имеет свою индивидуальную железнодорожную ветку и свои станции, и с поезда с других линий на эту ветку и на эти станции не заезжают, - тогда как в U-Bahn железнодорожная сеть и станции общие для всех линий (тот же трамвай, только подземный)
Раз уж затронул тему метро, то два слова о берлинском U-Bahn. Считать его untergrund можно с большой натяжкой, скорее оно уже unterhimmel, потому как в значительной части вагоны берлинского метро, особенно в восточном Берлине, бегают под открытым небом почти так же, как и поезда Deutsche Bahn и электрички S-Bahn. Лишь в западном Берлине U-Bahn более оправдывает свое название: там оно проходит уже под землей.
Еще несколько слов о метро. Так вот, станции метро в Париже расположены очень близко друг к другу - метров 200-300, максимум 400 - поэтому большой скорости поезда не развивают. Сеть линий метро в центре очень плотная, поэтому ветки чрезвычайно извилистые, и поезд едет как змея: находясь в вагоне в центре поезда, на поворотах одновременно можно увидеть и начало поезда, и его конец, и станцию, с которой только-только выехали, и вдобавок впереди в туннеле еще и свет станции, на которую приезжаешь.
Далее, так как сеть линий метро плотная, то возникают пересечения линий, причем не редкость, когда пересекаются сразу три, а то и четыре линии. В результате под землей построена очень сложная и замысловатая сеть переходов с линии на линию. Когда идешь по такому переходу, ощущение в первый раз такое, будто ты попал в какую-то компьютерную игру, в которой нужно найти выход из лабиринта: во все стороны идут коридоры, одни прямо, другие вверх, третьи вниз.
Вагоны метро размером с наши, то есть они в ширину меньше, чем в Берлине. Но в отличие от наших здесь в вагонах метро сиденья парные как в автобусе, а не вдоль окон, как у нас. В результате в вагонах довольно тесно, а проход такой узкий, что задеваешь всех, когда по нему проходишь. Кстати, в вагонах метро что в Париже, что в Берлине, что в Москве практически нет рекламы (зато ее полно в вагонах метро в Петербурге); реклама здесь только в залах метро и в переходах. И еще: стены туннелей, по которым ездят поезда парижского метро, так же расписаны граффити (это же надо было туда забраться!).
И самое главное о метро: оно ужасно грязное, жаркое и пахучее. Грязное от того, что парижане, имеющие слабое представление о чистоте на поверхности, под землей в метро теряют его окончательно: везде пустые банки, бутылки, окурки, обертки из-под сникерсов и вдобавок на скамейках по утрам спят, прикрывшись газетой, люди без определенного местожительства. Жаркое метро от того, что в нем нет принудительного проветривания, и когда поезд едет, то в открытое окно (здесь в вагонах открыты все окна!) врывается не освежающий, а натурально горячий ветер. Ну, и пахучее оно сразу по многим причинам: бомжи - раз; много народу - два; не у всех, как я понял, есть деньги на платные туалеты - три; нет принудительного проветривания - четыре. И все это в совокупности создает зверский аромат, от которого в первый раз не знаешь куда деться, но потом, правда, привыкаешь (а куда деться).
В Париже есть ... бомжи. Прекрасно ночуют на станциях метро и по утрам как ни в чем ни бывало роются в мусорных контейнерах, вынесенных прямо на главные улицы. Но бомжи эти, как правило, белые. Правда, манерой рыться в контейнерах они все же различаются: есть более культурные, а есть и менее - первые не вскрывают завязанные пакеты мусора, вторые вспарывают их ножом и в результате весь мусор уже не в контейнере, а на улице.
В центре Парижа на выходные днем и ночью сплошное застолье. Первый этаж одни только магазины, кафе и бистро, а так как погода была просто изумительная (я ходил оба дня в рубашке), то все эти кафе и бистро выставляют бессчетное число столиков и стульев для посетителей на улицу. За столами всегда полно народу - что в полдень, что в полночь. Один раз мы тоже пристроились на 100 франков, из которых половину стоили 0,5 литра пива (15 DM). Вот так вот. Но это уже было дело чести - посидеть в бистро - потом чем будешь хвастаться?
Хотя некоторым из нас есть еще чем похвалиться. Дело в том, что в целях экономии мы наловчились в парижском метро проходить по двое на один билет: паровозиком тесно прижавшись друг к другу. Я проходил таким образом раз пять, и сходило. А вот Жене с Антоном, которые слегка переиграли в этом искусстве, в последний вечер угораздило попасться. И теперь они показывают всем эксклюзивный сувенир - квитанцию за штраф на 265 франков.