Поход на "Виктории". "Благословен Великий океан!" (продолжение)
09.11.2002 Утром за нас взялась полиция: за прошлый день мы здорово подистратили солярку, а заправка - у здания порта. Но претензий не было (еще бы, не заметили, как судно вошло в гавань) - смущенные полицейские подогнали бочку с соляркой и помогли нарастить шланг от крана с пресной водой. Полчаса заправки - а завтракать будем в море.
Этот денек был, пожалуй, самый тяжелый. Несмотря на то, что утром вовсю светило солнышко, я, приняв штурвал от Андрея, сразу почуял нрав моря - резкий, тяжелый. Штормило сильнее, волна достигала 6 метров - нос яхты то вздымался в небо, то рушился вниз. Паруса не ставили - ветер то в нос, то в скулу, дизель натужно пережевывал хиосскую солярку. На ладонах взбухали волдыри от морской воды и жесткого стального штурвала - перекладывать его приходилось чуть не ежесекундно. Подкатит волна - кладешь к волне, затем, чтоб не раскачало яхту, перекладываешь, чтоб, как на горке, соскользнуть в ложбину - и так снова и снова...
Финский комплект показал себя с лучшей стороны: не жарко и сухо. А вот у ног уже давно бурлилась лужа. Володя согнал с палубы всех, на меня накинул страховочный пояс - и вовремя: через несколько минут я уже смог удерживаться только на канатах, идущих от пояса к палубе. Как ребята спали под палубой - я не представляю. Укачаться у штурвала не то, что невозможно - просто некогда, как и бояться. А вот в каютах и кубрике! Татьяна, вцепившись в шкот, сжалась под тентом, а я прыгал и прыгал у штурвала, изредка вырывая минутку, чтоб присесть, давая отдых гудящим ногам...
Как будто не хватало воды с носа, заливавшей меня с головы до ног - полил дождь. Нет, соль с лица он смыл, я было обрадовался - как по голове с силой застучал град. А-а-а! Град летел по косой, слева, прямо по уху. Козырек бейсболки, впрочем, оказался достаточно жесток, чтобы, сдвинувшись, прикрыть ухо. Да и град довольно скоро закончился - правда, в первый раз из трех.
Уве, сменяя меня, не сумел натянуть страховочный пояс (во мне 110 кг, но в Уве примерно в полтора раза больше). Пока завязывал вокруг него конец, яхту швырнуло волной. Лечу, но канат держу - это и спасло, Уве стоял, как чугунный кнехт. Креплю конец на утку, отплевываясь от воды, лезу в кубрик.
Кстати, получил ответ на свой вопрос, как спать в качающейся каюте - без задних ног, вот как. Правда, в этот раз проснулся сам, высунул нос на палубу - града нет. Темнота. Впереди - огни. "Это что, уже Кос?" - "Разбежался! Нет, это Самос - сегодня всего 60 миль прошли. Шторм усиливается, будем ночевать." Уве морским волком глядит в темноту.
Огней на входе в порту Самос нету - перегорели, видно. Но на горе, высоко, красивейше светится церковь - гирлянды, крест. Огни города намного ниже, и создается впечатление, что церковь парит над домами. А порт освещен - но только паромный пирс. К нему и правим - везде в остальных местах глубины для нас мелковаты. Но на пирсе полицейский - "Ноу!" - и взмах руки куда-то в темный угол бухты. Увидев наши робкие попытки сориентироваться, прыгнул в джип, на месте швартовки врубил мигалки - так, под красно-синие огни, и принял наши концы. Прокричав напоследок что-то вроде "Зайдите ко мне", умотал туда, где светло.
Пешком идти оказалось довольно долго. Порт маленький, контора полицейского маленькая, свет яркий. Снимаю капюшон, кладу на стол бейсболку - надо же, белая от соли. Полицейский - молоденький паренек - уважительно смотрит, не мучая вопросами, снимает копии наших бумаг и отмечает transit log. "Калос орисатэ (Добро пожаловать)!" - здесь формальности сведены к минимуму. Ужинаем и - кэп велит спать, оставив осмотр острова на утро.
Впрочем, мы с Андреем решили пройти выпить по чашечке кофе. Но на пути к кафешке внезапно льет жуткий дождь, и в помещение мы вваливаемся совершенно мокрые. Барменша смеется, завидя нас, быстро ставит на столик кофе и глинтвейн. Божественно! Гремит музыка, орут греческие парни (может, и поют:)), но, в общем, пустовато - не сезон. Кофе пьется долго, глинтвейн - быстрее. Ловим момент, когда дождь на несколько минут прекращается, успеваем добежать до яхты.
10.11.2002 Утром - словно и не было вчерашнего. Тепло, солнечно, попутный ветер. Чистая набережная, куча ресторанов и кафе - мы умудрились вечером зайти в рыбацкий порт, а основной несколько дальше к югу. Но - не сезон, магазины закрыты, в кафе столы и стулья собраны в пирамиды, а на гору решается залезть только Татьяна. Володя сердится - не хочет терять погоду. Под парусами, легко кренясь, огибаем Самос и идем курсом к Косу.
"Мы под парусом белым идем с океаном на равных, лишь в упряжке ветров, не терзая винтами воды" (В.Высоцкий)
12.00. На меня начинают легонько коситься - стоило мне взять штурвал, как погода начинает портиться. Не настолько, как вчера, но становится холоднее и тянет тучками. Волн, впрочем, почти нет, да и ветер попутный. Однако Андрей выносит предложение лишить меня вахт, "Чтоб море не сердилось". Ишь, хитрый - сам решил отстоять! Небось, когда вы с Уве стоите, так кэп на палубе, а я стою - спит. Так что, кого лишать вахт - это еще поглядеть нужно.
8 узлов под парусами - идем и идем. Острова, корабли, видны рыболовы со снастями - учимся разглядывать (и разгадывать) их сигналы. Часа в 2 все уходят спать - вахтенный стоит. В сон не тянет совсем - хочется петь. И я пою - все, что приходит в голову. Пою, правда, тихо, чтоб рыб не распугать. Где там заботы, работа - все на другой планете. Штурвалом почти не приходится работать, яхта сама режет форштевнем воду - сегодня стою в кроссовках, сухо.
16.00. Передаю штурвал Уве, но вниз идти не хочется - пью чай с лимоном на палубе. Обедаю мандаринами и яблоками, глазею на острова - их много, и больших, и маленьких, необитаемых и с постройками, с маяками и ретрансляторами - в мобильнике сигнал устойчиво высокий. Пролетел вертолет, самолетик, вдали, на фоне острова замелькал парус - еще кто-то идет за своей порцией ветра и моря, как и мы. Солнце подсвечивает между облаками, ниже, ниже, и ниже...
Ужинаем в море - Володя решил мимо Коса пройти сразу на Родос. Мудро - по метеосводкам в этой части Эгейского моря бродит кругами циклон, но нас пока не догнал. Может, и успеем уйти.
Просыпаюсь по зуммеру мобильника, за двадцать минут до полуночи. Несильно качает, капает дождик. Наскоро глотаю пару бутербродов с беконом, кружку кофе. Руки уже "тоскуют по штурвалу" - лезу сменять Андрея. Тот штурвал не отдает, выдерживает до полуночи минута в минуту.
11.11.2002, 00.00. Принял первую ночную вахту. Андрей не уходит, усаживается с подветра выкурить сигаретку. Он в команде единственный курящий и курить ему разрешают только на палубе. Чувствуется, что стоялось ему не так легко - глаза у него слипаются. Пожелав спокойной ночи, уходит. Володя, бессменно стоявший наверху с вечера, подождав минут сорок, тоже уходит вниз - прикорнуть на диванчике в кубрике, не раздеваясь.
Ночь - темна, одно слово. Тучи, волны, свет картушки компаса и ходовых огней - и все. Пару раз разминулись с судном, причем в первый раз я испугался - казалось, сухогруз идет прямо на нас. Но, видимо, его штурман прекрасно знал, какая опасность исходит от сумасшедших яхстменов - благоразумно обошел нас стороной.
После трех часов ночи я стал уже щипать себя - тяжело. Темно, одиноко. Будить Володю не позволяла гордость, а спать не позволяли щипки. Звезд не видно, вообще ничего не видно. Когда наверх вылез, зевая, Уве, шея от щипков уже не гнулась.
Подремал чуть больше часа - разбудили на швартовку. Как входили в порт Родос - помню словно в полусне. Порт большой, столица острова, три гавани. Большая марина, сервис, пресная вода, электричество. Но, как только закрепили швартовы, я рухнул на подушку и... проснулся только к завтраку.
Сутки мы гуляли по Родосу. Красиво, тепло, Уве с Роми отважились купаться. Сезон прошел, туристов нету. Красивые постройки времен крестоносцев, крепость, морской рынок. Колосса работы Церетели нет, и слава Богу - без него порт смотрится куда лучше. (Хоть бы греки не приняли его предложение). Но смотрел я вокруг мельком - стремление одно: в море, на волну, на качающуюся палубу!