На велосипеде по черноморскому побережью
"Человек живет для того, чтобы любить и путешествовать"
(из старообрядческой книги)
Все началось с того, что все туристические фирмы, в которые я обращался, дали отказ на поездку в Турцию. Видимо, как только закончилась война в Ираке, спрос на отдых в Турции резко возрос. Тур операторы, сначала с радостью соглашавшиеся отправить меня на недельку, один за другим дали откат. Я даже согласился сыграть в рулетку. Это когда за 167$ тебе гарантируют 3-х звездочный отель на Средиземном море, все включено, питание и выпивка, только не известен сам отель. Это и есть лотерея. Однако и на этот раз московский оператор дал отказ.
Ну что ж, значит не судьба. Отпуск дан нам один раз в году, и провести его нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведенное время.
С тех пор, как я купил автомобиль, мой старый добрый "Старт-шоссе" в течение 9-ти лет одиноко скучал в углу гаража.
В жизни, мне кажется, все должно происходить естественно. И я очень естественно и без напряга пошел на ж/д вокзал. У кассы стояла очередь. Постояв немного, пошел в сервис центр, где всего лишь хотел узнать, есть ли билет до Адлера. Тут же получил ответ - Да.
-Билет брать будете?
-Да.
Женщина билетер настоятельно порекомендовала съездить в Абхазию. По причине дешевизны чистого моря и хорошего сервиса.
11.05.2003, 22ч 30мин, поезд Воркута-Адлер. На всякий случай беру с собой друга. Вдруг с велосипедом не пустят!? Захожу. Вагон - битком. Боже мой, куда же я велосипед-то воткну? Проводник что-то намекает на багажный билет. Быстро отстегиваю колеса, и пока никто ни чего не понял, закидываю раму с колесами на третью полку. Осталось только намертво привязать велосипед, и я готов ехать. Так что, Господа путешественники, активно внедряйте в жизнь практику перевозки велосипедов в плацкартных вагонах на любые расстояния, абсолютно бесплатно. Тем более, что вообще велосипед в разобранном виде провозить можно по правилам. Нужно только надежно его закрепить.
Еду три ночи и два дня. Дорога длинная и тяжелая. До сих пор удивляюсь, как турки за 150$ и самолет нанимают, и размещают в 3-х звездочных отелях, и кормят, и даже алкоголь местный включают в услуги. Под конец второго дня пути знакомлюсь с Абхазцем. Настоятельно приглашает к себе в Сухуми жить вообще бесплатно. Слишком много рекламы, пожалуй, нужно съездить в сей благодатный край.
"Ну вот Я и в Хопре" (из рекламы). 6 утра - Адлер. Пристегиваю колеса. В путь. Приятно разминаю ноги, за бортом 20 градусов. Через 5 км последнее российское село "Веселое", дальше Псоу - пограничная река. Подъезжаю, граница на замке. С 7-30 до 8-30 утра и вечера пересменка. Иду на рынок. Приятно удивлен ценами: литр сока 16 рублей, пончики 3 руб -2 штуки. Завтрак.
Автомобильный и пешеходный переход разделены. Мне на пешеходный. Иду между двумя рядами железного сетчатого забора метров 400. У границы народ человек 50, но очередь идет быстро и бывает только после пересменки. Показываю паспорт. Наши погранцы пробивают по компьютеру, абхазы просто смотрят. Все Я за границей! Дорога хорошая до Гагр примерно 30 км. Еду. Изредка попадаются машины с краснодарскими и старыми советскими номерами "АХ". У обочины периодически попадаются развалины и просто брошенные дома. Это следы войны 1992-93 года, в которой, как известно, победили Абхазы. Сейчас Грузин здесь совсем нет. Брошенные дома - это и есть грузинские, русские, армянские.
Цены: съем жилья 30-50 руб/сутки, пансионат с питанием 11-13 $/сутки, пяти-комнатная квартира в Сухуми 4,5 тыс. $ на всю жизнь. Пообедать в кафе 50 руб. без вина.
Первые трудности. Оказалось, что частники наотрез отказывались брать 1 человека не надолго. Поездив по городу и набережной, понимаю, что отдыхающих здесь очень мало. И оставаться здесь надолго, это значит обречь себя на длительную скуку. Наконец случайно нахожу женщину, которая согласна взять меня на 2 дня. Она живет одна с внучкой Мадей в огромном пустом доме, напоминающим декорации в театре. Вечером разговариваем, угостила чачей (перегнанное виноградное вино 50 руб\литр), все разговоры сводились к прошедшей войне…
Решение не задерживаться здесь надолго укрепилось, когда в магазине спросили про регистрацию. Обратный путь показался более трудным, возле Гагр есть горные участки. Граница. Никого нет,10 часов утра. Прохожу таможню. Никто не обращает внимания. Паспортный контроль. Стоят два погранца - абхазы. Смотрят паспорт.
-У вас нет регистрации.
Ну, думаю, попал. В Россию сразу потянуло. Ностальгия…
Вот паразиты, когда туда шел, никто ничего не сказал. Ну что ж, придется как-то выходить из положения. Говорю, что очень хорошо отдохнул, очень понравилось, надеюсь когда-нибудь вернуться. Спрашивают про велосипед, удивляются. Отдают паспорт. Проходите. До свидания. Иду. Ура. РОДИНА.
Адлер встречает многокилометровой пробкой. В Краснодарском крае приходится 1 машина на 4 человека. Это один из самых высоких показателей в России. Машины чистые, ухоженные, ржавых копеек я тут не встречал. Первым делом в спорттовары. Нужны трубки, которые я так и не купил дома.
Для тех, кто не в курсе, объясню. На "Старт-шоссе" на колесах не шины, а тонкие трубки с зашитыми внутрь камерами. Ездить на таких трубках полагается только по идеальной трассе без камешков, и не дай бог стекол. Ясно, что пускаться в дальний путь без запаски - это значит завалить все дело. Чудо свершилось, трубки ждали меня на рынке: 2 штуки по 250 руб . Ну что ж надо брать, хотя цена кусается и приближается к цене автопокрышки.
Если вы являетесь предпринимателем то, скорее всего, знаете насколько трудно найти хороших и ответственных рабочих. Будь то простая уборщица или же высококвалифицированный программист. По этому рано или поздно вам придется обратиться в какое-либо кадровое агентство, я например последний раз остановился вот здесь. У самого времени не хватает искать людей, а эти люди замечательно меня обслужили и помогли найти нового бухгалтера.