Париж
Paris… Впечатления самые противоречивые, поэтому не удивляйтесь, если через предложение я буду противоречить сам себе. Но написать нужно, потому как всю дорогу туда и обратно по горячим следам вел записи, и теперь из них нужно извлечь максимум пользы.
Когда-то об искусстве социалистического реализма в шутку говорили так: "соцреализм - это искусство показывать хорошее еще лучше". Да ничего подобного! Наш доморощенный соцреализм просто воинствующее критиканство в адрес социалистической реальности, если сравнить его с умением парижан преподносить на открытках и в цветных альбомах свой город.
Так вот, парижане в умении "соцреализма", если считать его способом трактовать "хорошее еще лучше", превзошли всех и вся. Даже Берлин. По возвращении в Берлин в разговорах с немцами, показывая им альбом "Весь Париж", я каждый раз уточнял, что "Париж здесь лучше, чем в действительности", и добавлял, что Париж нужно сдать лет на десять в аренду немцам, чтобы в его фотоизображениях стало меньше соцреализма. Немцы народ скромный, поэтому как всегда улыбались, но отмалчивались. Улыбнуться и промолчать им свойственно (правда, может быть, дело еще и во мне самом: все-таки мой немецкий не идеален).
Во время Schifffahrt по Сене я оказался рядом с немкой средних лет. Проплывая мимо большущего ярко-ярко освещенного плавучего ресторана (в районе Cite и Eiffelturm их великое множество), в котором было столиков 200, я заметил, что сидело в нем в тот момент 2 человека. Вид был немного забавный, поэтому я сказал соседке: такой большой ресторан, и только два гостя. Она засмеялась, но дальше отмолчалась.
Аналогичное произошло и в автобусе во время обратного пути. Прошу прощения за затронутую тему, но во время одной из остановок зашел в туалет (еще на территории Франции). О туалетах в Европе разговор особый. Все расписать не стоит - тема большей частью устная, но кое о чем сказать можно. Прежде всего, в общественных туалетах в Германии на автобанах в помине нет ручек и кнопок - чтобы чистоплотные немцы не трогали руками те вещи, по которым шастали разные "грязные Луи". В том числе и на раковинах, где моют руки: подошел к раковине, подставил ладони - полилась вода; убрал ладони - через 2 секунды вода перестает течь.
Во Франции я был слегка ошарашен, когда обнаружил, что тут надо нажимать разные кнопки, чтобы из крана полилась вода помыть руки. Но еще больше я удивился, когда обнаружилось, что вода сама собой тоже не выключается. Однако мое удивление уже не имело границ, когда выяснилось, что воду невозможно отключить и краном: она беззаботно лилась как на фото Версальских фонтанов (именно что на фото, потому что живьем мы эти фонтаны не видели, хотя деньги и платили). Тщетно я выворачивал ручку крана во всех направлениях. Рядом точно так же как и я мучался какой-то немец из нашего Reisebus, тоже тщетно пытаясь остановить воду из крана: для немецкой психики оставить воду включенной - это вообще что-то чудовищное. И в это время я обратил внимание на табличку на французском над умывальниками, из которого понял одно слово (их там было три): automatic. Мне ничего не оставалось, кроме как немцу показать на эту таблицу, развести руками и заявить: franzosische volle Automatik (французская полная автоматика). Сосед согласно закивал головой, улыбнулся, но опять же промолчал.