**Небезопасным самолетам будет закрыта дорога в ЕС
Евросоюз, давно закрывший доступ в свое воздушное пространство для небезопасных и слишком шумных самолетов, продолжает закручивать гайки.
Брюсселю уже недостаточно регулярно обновляемого "черного списка" иностранных авиакомпаний. С будущего года все авиаперевозчики, желающие летать хотя бы в одну из 27 стран ЕС, должны проходить специальный "аудит безопасности". Еврокомиссия поручила Европейскому агентству безопасности на воздушном транспорте (EASA) проводить такой аудит с 2009 года.
Директор Европейского агентства по безопасности полетов Патрик Гуду, выступая перед журналистами, предостерег будущих "абитуриентов": "Если они не выдержат экзамена, основанного на нормах Международной организации гражданской авиации, им будут запрещены полеты в Европу".
В своем рвении защищать безопасность собственного воздушного пространства, аэропортов и пассажиров Евросоюз настолько неумолим, что доходит до курьезов. Так, в декабре прошлого года президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно вынужден был отменить свое официальное европейское турне, поскольку авиакомпания, которой принадлежит президентский борт, занесена в "черный список" ЕС.
Список был впервые опубликован 23 марта 2006 года, и с тех пор Еврокомиссия обновляет его с периодичностью примерно раз в четыре месяца. Поводом стала серия авиакатастроф, в том числе авария с большим числом жертв в конце 2004 года в Шарм эль-Шейхе. Раз за разом гибли туристы. Турфирмы соблазнялись на дешевые услуги иностранных перевозчиков, которые летали в аэропорты ЕС, забирая там группы отпускников, направлявшихся на курорты Африки, Азии и Латинской Америки. Сначала свои национальные "черные списки" ввели Великобритания, Франция и Бельгия, а осенью 2005 года Европарламент проголосовал за необходимость общеевропейского реестра.
Очередная, седьмая версия была представлена на брифинге в Еврокомиссии 11 апреля. А через четыре дня в аэропорту Гома (Демократическая Республика Конго) на жилой массив упал самолет местной компании "Хева Бора". Составители "черного списка" ЕС будто в воду глядели. "Хева Бора" была единственной из полусотни авиакомпаний ДРК, одному "Боингу" которой разрешалось летать из Киншасы в Брюссель. Но в последней версии списка ее полеты в ЕС были запрещены полностью.
В списке преобладают перевозчики из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но не только они. Новым пунктом внесена украинская "Юкрейн Карго Эйруэйз", гоняющая по миру свои грузовые "Антоновы". Причем это уже третья украинская компания в списке. "Тем самым Еврокомиссия посылает настойчивый сигнал украинским властям, чтобы они более строго следили за нормами безопасности в авиапарке страны", – сказал "НИ" представитель пресс-службы исполнительного органа ЕС.
Авиаперевозчиков из стран бывшего Советского Союза в "черном списке" ЕС мало. Наряду с украинскими в нем значатся авиакомпании Киргизии. С Россией, как и с Болгарией (между прочим, уже членом ЕС), Брюссель заключил в прошлом году полюбовное соглашение. В "черном списке" нет ни одной из российских авиакомпаний, но после консультаций с Еврокомиссией Москва запретила полеты в европейские аэропорты сразу девяти российским чартерным авиаперевозчикам.
При этом не надо путать "черные списки" компаний с запретом на полеты в ЕС некоторых типов самолетов, которые европейцы считают чересчур шумными. Под "шумовой" запрет попали Ту-134 и часть самолетов Ту-154, а также "Ильюшины" – 62-й, 76-й и 86-й. Некоторые исключения сделаны для отдельных аэропортов, которые не могли совсем отказаться от "русских чартеров", очень прибыльных для курортных зон. Для них выделены квоты. А на регулярные линии в Европу российские перевозчики ставят импортные "Боинги" и "Аэробусы".
Если "черный список" составляется по косвенным данным, то предлагаемый с будущего года аудит предусматривает прямую проверку авиакомпаний по определенному набору критериев. "Европейское агентство безопасности на воздушном транспорте будет проверять всю систему функционирования авиакомпании, подготовки пилотов, технического обслуживания самолетов, – пояснил его директор Патрик Гуду. – И только те, у которых все в порядке, получат "зеленый свет".
Собственно, никаких особых запредельных требований Брюссель и Кельн (где находится штаб-квартира EASA) не выставляют. Аудит будет проверять лишь соответствие нормам Международной организации гражданской авиации. Сейчас 195 компаний имеют ее разрешительный ярлык. Среди них крупные авиаперевозчики, как из развитых, так и развивающихся стран (среди последних марокканская "Атлас Блю", египетская "Лотос", тунисская "Нувелер", а также "Эфиопиан Эйрлайнс" и др.). В то же время "Бритиш Эйруэйз" чуть было не осталась без пропуска, запоздав в прошлом месяце с проверкой.